Наткнулась взглядом на фразу в книге: "нравоучительность украшавших его произведений искусства утратило злободневность" и подумалось, что навскидку я вспомню только две нравоучительные надписи: в ратуше Таллина и в бирже Валенсии.
читать дальше
В Таллине это надпись над дверью зала магистрата. "В год 1651, ратман, кто бы ты ни был, вступая в Ратушу при исполнении служебных обязанностей, отбрось перед этой дверью все треволнения частной жизни: гнев, несправедливость, вражду, дружбу, лесть; подчини обществу свою личность и заботы; ибо таким, каков ты есть, справедливым или несправедливым, предстанешь перед судом Господним". ("Легенды и были старого Таллина")
Фотографий ратуши у меня оказалось целых одна.
Дабы немного разбавить нравоучительность надписи... Как говорится в той же книге "не все удалось сохранить". Причем предложение построено так, что волей-неволей относишь "все" к "художественным произведениям", поминаемым в предложении ранее. Так вот "не все удалось сохранить". В конце 19 в. старинные орудия пыток из магистратской тюрьмы были сданы еврею-старьевщику.
В Валенсии это надпись по периметру Сала-де-Контраксьон.
Я прославленный дом, построенный за пятнадцать лет. Войди и убедись, соотечественник, что когда в речах нет лжи, обещания тверды и нет в них подвоха, когда деньги не даются под процент, торговля есть занятие достойное. Торговец, который поступает таким образом, обретет процветание и будет вознагражден вечной жизнью на небесах. Черная лента на стенах, на которой ничего не различить, и есть надпись